Статьи Новости Контакты

04.04.2008
Феликс Конюхов

Развитие рынка CMS

общий обзор состояния и развития CMS

Общий обзор рынка CMS

Состояние рынка на данный момент, на наш взгляд, можно охарактеризовать так: рынок уже обрел кое-какие границы, динамично развивается, возможна смена лидера, возрос уровень претензий к качеству CMS. Теперь попробуем обосновать это мнение.

Лидеры рынка не изменились, это признают все
Лидеры рынка не изменились, это признают все. Однако можно сказать, что динамичное состояние рынка не позволяет говорить об устойчивости лидерства компании "1С-Битрикс". Да, у них больше всего реально созданных на их базе проектов, да, у них самая большая партнерская сеть. Но число вновь зарегистрированных доменов — велико (об этом — ниже), и это дает возможность конкурентам, не вступая в прямое противостояние с лидером, "набирать вес". Немного расслабления для "1С-Битрикс" — и с первых позиций можно съехать если не в аутсайдеры, то на вторые роли. Ведь сдал же в свое время лидерские позиции NetCat. Впрочем, это касается и всех остальных, пока много "непаханой земли", результат может оказаться любым.

Новый дизайн и возможности у «семерки» «Битрикса»
Новый дизайн и возможности у «семерки» Битрикса

Если посмотреть число созданных за год доменов и сравнить их с числом проданных лицензий, то видно, что это соотношение достаточно велико (800 тысяч доменов в зоне .ru и примерно 15 тысяч лицензий). Даже если предположить, что каждая проданная лицензия превращается в сайт (что не всегда так), а на каждый реальный сайт регистрируется по два домена, то все равно соотношение почти 30 к 1. Пусть даже на каждую коммерческую лицензию CMS приходится по одному сайту, созданному на open source CMS, все равно только 1 из 25 сайтов создается на базе коммерческой CMS. Рынку есть куда расти, и это основа для "переделения" рынка без "войн". Любой удачный ход кого-то из существующих игроков может изменить и лидера доли распределения.

Основное препятствие — жадность веб-студий?
Такая огромная незанятая доля рынка возможна по нескольким причинам: из-за малой информированности потенциального заказчика, высокой стоимости самих CMS и работ по их внедрению, слабой активности маркетинговых отделов компаний. Основной причиной, как нам кажется, все же является вторая. Известен случай, когда за "переезд" существующего сайта рыболовной (не коммерческой!) тематики с open source системы на "1С-Битрикс" веб-студия запросила 600 тысяч рублей. Стоимость самой редакции CMS, хостинг и экономия труда при текущей работе с сайтом просто тонут в стоимости работ по созданию проекта.

И у sBuilderа выходит новая версия
И у sBuilderа выходит новая версия

Как следствие вышесказанного – обострение конкуренции на рынке "коробочных" систем. К сожалению, эта конкурентная борьба далеко не всеми потенциальными игроками ведется корректно. Наращивание функционала, борьба за снижение стоимости внедрения и самого продукта и маркетинговые мероприятия подменяются «непарламентскими» методами борьбы.

На рынке не ожидается появления новых сильных игроков, так как выросла цена «вхождения» в рынок, которая в ближайший год окончательно станет неподъемной для небольших групп программистов-энтузиастов. Появление новых отечественных компаний возможно, если только их поддержит какой-нибудь особенно прозорливый (или рисковый) инвестор. Тогда можно ожидать появления пары, максимум тройки систем, способных вырасти в CMS промышленного уровня. А именно такие системы управления содержанием сайта и смогут в скором будущем конкурировать на рынке. "Самописные" и open source-системы останутся в малорентабельном частном или малобюджетном коммерческом секторе. Первые могут выродиться совсем.

Но цена вхождения не станет серьезным барьером для иностранных программ этого класса
Но цена вхождения не станет серьезным барьером для иностранных программ этого класса. Они есть, и их много. Локализация — не самый трудоемкий и затратный вид работ. То есть при наличии готовой системы, минимума средств на локализацию и российского "продвиженца" вполне возможно появление "варяжского" гостя. Но пока еще отечественные разработчики играют главную роль.

Именно сочетание этих факторов — высокая цена входа (то есть малое число конкурентов) и перспективы на рынке — и может привлечь потенциальных инвесторов. Пока инвесторы присматриваются и покупают известные имена. И пока это только отечественные инвесторы. Но кто знает, что идет "за кулисами"?

Изменился уровень претензий потенциальных заказчиков к качеству самой CMS, ее документации, уровню support. И это очень важный момент. Если раньше заказчик был готов терпеть какие-то недоработки в самой CMS, то теперь удобство работы для контент-менеджеров, простота инсталляции системы и легкость интеграции дизайна играют большую роль. Невнятная документация и медленная или "равнодушная" служба поддержки тоже играют против разработчика. Компании, которые не уделят этому серьезного внимания в ближайшее время, могут быстро потерять свой сегмент рынка.

ABO.CMS встраивается в «1С»
ABO.CMS встраивается в 1С

Возросшие претензии потребителей вкупе со стремлением разработчиков создать универсальные системы привели к возросшей сложности самих систем. Настолько, что интегрировать сайт в иную CMS уже стало не простой задачей. Побочным действием этого можно назвать то, что в ближайшие годы, вероятно, веб-студии начнут специализироваться на одной из используемых ими CMS. В результате партнерские сети станут одним из серьезных факторов на рынке. Кто из разработчиков обладает большей сетью, тот и будет чувствовать себя лучше.

Еще один резерв роста: незанятая пока никем ниша систем для частного и малобюджетного корпоративного пользователя. Это что-то вроде narod.ru или boom.ru, только с гораздо большей функциональностью — с возможностью ведения реального бизнеса с малой стартовой стоимостью. Этот резерв, похоже, пока еще не интересует крупных игроков рынка, так как хватает еще крупных клиентов. Но те из разработчиков, которые в ближайший год-два создадут такой действительно удобный, практичный и надежный продукт для хостеров, тоже получат свои преимущества.

Резюме

Рынку CMS есть куда развиваться. Слишком малое число от количества зарегистрированных доменов перепадает на их долю. Новые игроки вряд ли появятся, скорее будет "передел зон влияния". Но почивать на лаврах никому сейчас нельзя — ни лидерам, ни аутсайдерам: рынок только строится.





Скоро на сайте

  • Wordpress

    Серия статей о плагинах к движку WordPrress
  • AJAX

    Проекты и продукты, ориентированные на AJAX
  • Новые сервисы Google

    Обзор новых сервисов Google
 

Copyright © 2003—2017 Все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на hostinfo.ru обязательна

  • хостинг от .masterhost
  • Rambler's Top100