Статьи Новости Контакты

14.08.2008
Игорь Крейн

Поисковая оптимизация сайта на движке WordPress (часть вторая)

подготовка сайта для быстрой и качественной индексации поисковыми роботами

Поисковая оптимизация в WordPress

Статья написана совместно с Владиславом Михеевым

В первой части статьи мы выяснили, как сайт, работающий на движке WordPress, можно оптимизировать с точки зрения релевантности поисковым запросам. Этих действий, однако, еще не достаточно. Прежде чем поисковые системы примутся дружно выдавать ссылки на страницы нашего сайта в первых рядах поисковых запросов, они должны о существовании этих страниц узнать. Конечно, рано или поздно хитроумные "пауки" доползут и до наших страничек, однако лучше, чтобы это все-таки случилось рано, а не поздно. Кроме того, мало, чтобы поисковые роботы обнаружили страницы, они еще должны добавить их в свои индексные базы.

Сам по себе вордпрессовский движок приспособлен к взаимодействию с поисковыми системами ничем не лучше сайта, страницы которого полностью создаются в ручном режиме. Разве что следует учесть один немаловажный момент: в режиме по умолчанию страницы WordPress (содержимое которых хранится в базе данных MySQL, а сами страницы генерируются по запросу) доступны по адресам, содержащим знаки вопроса и параметры. И хотя в настоящее время все серьезные поисковые системы умеют индексировать страницы такого типа, определенные ограничения на их индексацию существуют. Даже в Google веб-мастерам рекомендуют создавать для динамических страниц статические копии, чтобы те наверняка не были проигнорированы роботами.

К счастью, движок WordPress умеет работать в режиме постоянных ссылок, каковой возможностью непременно следует воспользоваться. Для этого следует зайти в подменю "Постоянные ссылки (ЧПУ)" в разделе "Настройки" и выбрать один из готовых шаблонов для постоянных ссылок или создать свой собственный.

Настройка ЧПУ в WordPress
Настройки вида постоянных ссылок в WordPress

Впрочем, русскоязычных пользователей здесь подстерегает неприятность. Наиболее предпочтительные варианты автоматического наименования ссылок — это те, где используются названия статей. Такой способ позволяет визуально оценить содержание статьи уже по тексту самой ссылки (одно слово — ЧПУ, то бишь человеко-понятный URL). Но поскольку кириллица в ссылках чувствует себя весьма неуютно, от функции автонаименования статей, написанных на русском языке, ничего хорошего ждать нельзя.

Плагин RusToLat поможет автоматически создавать читабельные постоянные ссылки для статей на русском языке
Выходов из ситуации два. Первый — каждый раз для новой статьи прописывать человекопонятную часть адреса вручную, благо движок позволяет это делать. Второй — скачать и установить небольшой, но полезный плагин RusToLat. Этот модуль вмешивается в процесс генерации ЧПУ, транслитерируя кириллицу в латинские буквы. Так что теперь для статьи с названием, допустим, "Тестовая статья" будет формироваться URL, содержащий вместо жутковатого вида кодов строку testovaya-statya. Настроек у плагина всего ничего: вы можете выбрать один из двух способов преобразования символов (ГОСТ 16876-71 или ISO 9-95) или же отключить транслитерацию.

А если вы все еще не определились, так ли уж нужны постоянные ссылки на вашем сайте, позвольте привести только один пример. Представьте, что некий читатель так сильно впечатлился одной из ваших публикаций, что решил разослать ссылку на нее всем своим друзьям. Как вы полагаете, какая из этих ссылок вызовет больший отклик — http://autodaily.net.ru/?p=97 или http://autodaily.net.ru/2008/07/peel-p50-samyj-malenkij-avtomobil-v-mire/? Иными словами, само по себе использование ЧПУ может быть неплохим продвигающим действием.

Что ж, проблему статических ссылок мы решили в полной мере, и теперь у поисковиков нет причины не индексировать наш сайт. Вопрос только в том, насколько оперативно они это будут делать. Решение проблемы скорости индексации сайта также — хотя и не целиком, но в значительной степени — находится в наших руках.

Плагин XML-Sitemap полностью автоматизирует процесс создания карты сайта
Переутомление нам не грозит. Большую часть черной работы по взаимоотношениям сайта с поисковыми системами может взять на себя плагин XML-Sitemap. Основное его предназначение — автоматическое генерирование карты сайта в специальном формате, разработанном три года назад компанией Google. Суть этой карты состоит в том, чтобы доступно объяснить забредшим на сайт поисковым роботам, с какими частотой и приоритетом следует индексировать те или иные страницы. Ну и попутно робот, открывший этот файл, может сразу увидеть ссылки на все новые страницы, которые, конечно же, требуют индексации в первую очередь.

Работа XML-Sitemap определяется достаточно большим числом параметров, доступ к которым, после успешной установки и активации этого плагина, производится через меню "Настройки". Плагин способен:

  • генерировать как обычный xml-файл с картой сайта, так и запакованный в формате gz;
  • пересоздавать файл карты при любых изменениях на вашем сайте, сделанных средствами WordPress;
  • генерировать файл карты по внешней команде (что полезно, если вы проводите изменения при помощи внешних инструментов);
  • при необходимости ограничивать количество ссылок в карте неким числом (при этом новые статьи будут иметь приоритет); это может быть ценным, например, когда своей активностью индексирующий робот создает слишком большую нагрузку на аккаунт виртуального хостинга;
  • бережливо относиться к ресурсам; если генерация карты отнимает много процессорного времени и ОЗУ, вы можете попытаться уменьшить аппетиты плагина, чтобы провайдер виртуального хостинга не вступил с вами в гневную переписку, в перспективе сулящую неприятности;
  • генерировать карту в фоновом режиме;
  • включать или не включать в карту страницы того или иного типа (главная страница, статьи, разделы, архив, метки и т. п.);
  • исключать из карты конкретные страницы;
  • включать в карту страницы из дополнительного списка (т. е. те, которые созданы не в WordPress);
  • распределять приоритеты для страниц в автоматическом режиме (на основе количества комментариев к статьям).

Часть настроек плагина XML-Sitemap
Это лишь малая часть настроек плагина XML-Sitemap

Целесообразность последней опции достаточно сомнительна; возможно, грамотнее было бы распределить приоритеты вручную. Ничего особо сложного в этом нет: для страниц разного типа следует указать числовое значение от 0 до 1. Чем больше число, тем выше приоритет, который будет выставлен для всех страниц соответствующего типа в карте сайта. Например, для главной страницы, где традиционно будут видны самые последние изменения на сайте, вы можете выставить наивысший приоритет, а для архивных страниц — приоритет поменьше.

Точно так же для страниц того или иного типа вы можете расставить частоту индексации. Этот параметр предназначен для того, чтобы указать поисковому роботу примерный временной период, за который данная страница может измениться. По сути — это рекомендация для "паука" заново проиндексировать страницу по истечении указанного срока. Хотя, безусловно, у "паука" может быть собственное мнение на этот счет.

Здесь уместно будет отметить, что такого рода "мнением" робота Googlebot в некоторой степени можно управлять при помощи «Инструментов для веб-мастеров», где имеется функция изменения скорости сканирования. Впрочем, на момент написания этой статьи в соответствующем разделе "Инструментов" мы видим уведомление о том, что "в настоящее время скорость сканирования не влияет на регулярность. Если она начнет влиять на регулярность сканирования, то можно будет выбрать параметр Быстрее". За время работы над нашим тестовым сайтом мы имели возможность воспользоваться этой опцией, но решили этого не делать, поскольку данный параметр резко увеличивает и объем трафика, создаваемого роботом. Корпорация Google располагает крайне мощными серверами, и нагрузка, которую Googlebot способен создать на аккаунт виртуального хостинга, вполне может вызвать недовольство провайдера.

Google Webmaster Tools
''Инструменты для веб-мастеров'' позволяют управлять активностью поискового робота

Еще одна полезная функция XML-Sitemap заключается в автоматическом оповещении поисковых систем о произошедших изменениях на сайте. Плагин поддерживает четыре поисковика, из которых российских сайтовладельцев более всего интересует Google. Впрочем, ставить в известность о появлении новых статей такие системы, как MSN Live Search, Ask и, при наличии идентификатора Application ID, Yahoo!, тоже не мешает. Тем более что от вас для этого не требуется ничего, кроме однократного выставления "галочек" в настройках плагина. (К сожалению, с "Яндексом", поддерживающим формат Sitemap, плагин в этом плане взаимодействовать не умеет.)

XML-Sitemap автоматически оповещает Google и еще три поисковые системы об изменениях на сайте
Наконец, на странице настроек XML-Sitemap можно обнаружить статистическую информацию о работе этого модуля: отчет об оповещении поисковиков о последних изменениях, дату и время последнего формирования карты, а также время работы генератора карты в секундах и объем использованной оперативной памяти.

Если внимательно отнестись к настройкам всех этих параметров, то ваши усилия не пропадут втуне. На практике Google стал по ряду запросов выдавать ссылки на наш тестовый сайт уже через пару дней после его открытия.

Тему поисковой оптимизации, равно как и тему возможностей движка WordPress и его плагинов, можно развивать до бесконечности — при большом желании можно было бы в течение многих месяцев ежедневно публиковать статьи как на ту, так и на другую тему и при этом ни разу не повториться, ведь и поисковые системы, и данный движок совершенствуются с каждым днем.

Попытаемся подвести итог. Безусловно, описанные нами средства позволяют поисковым системам гораздо лучше "понимать", о чем идет речь на вашем сайте. Тем не менее самого факта использования WordPress с соответствующими плагинами совершенно недостаточно для того, чтобы на сайт потоком хлынули посетители. Для этого необходимо нечто большее: регулярно обновляющийся контент, который был бы действительно интересен пользователям. Существует немало сайтов, создатели которых не используют ни один из описанных нами инструментов и при этом от посетителей буквально нет отбоя.

И даже платная раскрутка сайта (например, с использованием контекстной, баннерной или "вирусной" рекламы) не является панацеей: если публикации неспособны вызвать живой интерес читателей или сайт не содержит никакой полезной информации, то вскоре после прекращения рекламной кампании число посетителей снизится до ничтожно малого.




Скоро на сайте

  • Wordpress

    Серия статей о плагинах к движку WordPrress
  • AJAX

    Проекты и продукты, ориентированные на AJAX
  • Новые сервисы Google

    Обзор новых сервисов Google
 

Copyright © 2003—2018 Все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на hostinfo.ru обязательна

  • хостинг от .masterhost
  • Rambler's Top100