Статьи Новости Контакты

27.09.2007
Михаил Брод

Услуга, которой еще не было

новая услуга компании .mastername

Речь в этой статье пойдет о проблеме, связанной с утратой домена в силу самых обыденных причин — забывчивости администратора, не внесшего вовремя плату за доменное имя, отсутствия доступа к Сети в то время, когда необходимо продлить регистрацию, иных причин. Не успев продлить регистрацию домена, его владелец может моментально стать бывшим владельцем, а домен приобрести нового хозяина. Получить домен обратно будет не только сложно, но и дорого — чем интереснее имя, тем выше может быть поднята цена.

Но прежде чем говорить о захвате доменов, несколько слов о правилах, действующих в России при их регистрации.

Управление доменами общего пользования

Собственно, само доменное имя состоит из нескольких частей. Если убрать из любого имени все части, отделенные от остального косой чертой (/) или тильдой (~), то останется запись, состоящая из нескольких частей, разделенных точками. Первая часть справа называется доменом первого (или верхнего) уровня, вторая — доменом второго, а третья (если она есть) — третьего уровня. Такая иерархия была принята еще в 1980 году, когда две самостоятельные сети NSFNET и ARPANET объединились, положив начало созданию Всемирной паутины. В тех случаях, когда мы говорим о захвате доменов, речь, как правило, ведется о доменах второго уровня.

Интернет — не стихия. Его развитие под контролем

Общий контроль и координацию за системой доменных имен, включая разработку правил и условий добавления новых доменов верхнего уровня, за адресным пространством IP, за назначением технических параметров Интернета выполняет некоммерческая общественная корпорация ICANN (The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), зарегистрированная в Калифорнии в 1998 году. У этой организации есть региональные регистраторы. Это компания RIPE NCC, отвечающая за координацию действий в Европе, Азии и Северной Африке, ARIN — работающая в Северной и Центральной Америке, APNIC — ответственная за Тихоокеанский регион и LACNIC, действующая в Латинской Америке и Карибском бассейне. Эти организации отвечают за регистрацию доменов второго уровня в доменах общего пользования.

Управление национальными доменами

В национальных доменах (зонах) есть свои организации, управляющие национальным доменом и отвечающие за регистрацию в нем доменов второго уровня. Полномочия по управлению национальными доменами передаются организацией IANA (Internet Assigned Numbers Authority) по согласованию с интернет-сообществами стран специальным организациям. В России этой организацией является Координационный центр национального домена сети Интернет, созданный в 2001 году. Свои полномочия по регистрации доменов второго уровня эта организация передала специальным регистраторам, в число которых входят и такие компании, как "Гарант-Парк-Телеком", "Демос-Интернет", "Караван-Телеком", "Регистратор доменов", "Регтайм" и другие. Часть регистраторов имеет давние традиции, часть была аккредитована лишь в этом году.

В зоне .RU существуют понятия географического (GEOGRAPHICAL) домена (к ним относятся домены в соответствии со списком субъектов федерации), домена общего пользования (PUBLIC) и домена типа GENERIC, образованного по образу первого типа доменов первого уровня, таких как EDU.RU, NET.RU, ORG.RU и иных. Эти домены открыты для регистрации всем на общих основаниях в соответствии с правилами регистрации, опубликованными администраторами доменов и на сервере администратора домена RU.

Еще немного, еще чуть-чуть — и в Рунете будет свыше миллиона доменов

По данным на середину июля, в мире зарегистрировано свыше 90 миллионов доменных имен, в том числе в национальном домене RU почти 934 тысячи. По данным VeriSign, в мире каждый день регистрируется 90 тысяч новых доменных имен, в том числе в домене RU — в среднем полторы тысячи. По действующим для домена RU правилам срок регистрации устанавливается в один год. Получается, что каждый день требуется продлять срок действия более чем у 2500 доменов. И если хотя бы один процент владельцев забудет продлить регистрацию, то каждый день на вторичный рынок будет поступать 25 доменных имен. Часть доменов, перерегистрация которых не была осуществлена вовремя, выставляется на аукционы. Так, среди выставленных на продажу доменов в июле были valeria.ru, moskva.ru.

Сроки и правила перерегистрации доменов

По правилам Корпорации по назначению имен и адресов в Интернете (ICANN) регистрационные бюро после истечения срока аренды должны в течение 45 дней решить судьбу просроченного сайта. Обычно в течение этих дней у прежнего владельца еще остается возможность заплатить, чтобы возобновить аренду. В случае уничтожения просроченного сайта прежнему владельцу дается еще 30 дней в качестве льготного периода для выкупа. Если и за этот период владелец не подает заявки, зарегистрированное имя в течение пяти дней вычеркивается из реестра имен и у всех желающих появляется возможность занять его.

В соответствии с действующими в России правилами срок действия регистрации домена может быть продлен перед завершением предыдущего срока. Для этого регистратор обязан отправить администратору домена (фактически его действующему владельцу) по электронной почте напоминание о необходимости перерегистрации домена (отправляется за 60 дней до окончания срока действия регистрации). В ответ администратор направляет регистратору заявку на перерегистрацию. Такая заявка может быть направлена только в последние два месяца действия текущего срока регистрации либо в течение месяца после завершения этого срока.

Если заявка на перерегистрацию в установленные сроки не поступила, наступает 30-дневный период блокировки, в течение которого у текущего владельца имеется преимущество по продлению регистрации. Даже если заявка от него поступает в последний день этого периода, то она принимается, и в течение трех рабочих дней регистратор выполняет необходимые действия по обновлению данных в реестре. Но если заявка так и не поступила, доменное имя может быть зарегистрировано новым заявителем (вторичный рынок доменов).

Причины, по которым можно утратить домен

Каковы могут быть причины, по которым доменное имя попадает на вторичный рынок? Зачастую люди теряют свои сайты из-за незнания особенностей действующей системы регистрации доменных имен. Хотя накануне истечения срока регистратор высылает клиенту уведомление, может оказаться, что у клиента за прошедший год сменился, например, почтовый адрес и уведомление не доходит либо человек находится вне пределов доступа к своей почте. В организации, владеющей доменным именем, мог уволиться человек, занимавшийся этой задачей и не передавший своих полномочий другому. Либо принятие решения по вопросу оплаты затянулось на такой срок, что перерегистрация домена стала уже невозможной.

Если у вас есть сайт — не забывайте вовремя продлевать его регистрацию

К чему может привести утрата домена? Хотя бы к тому, что посетители, привыкшие получать на вашем сайте новую информацию, будут лишены такой возможности. Новые посетители не смогут найти ваш сайт, ориентируясь на название вашей компании или предлагаемого вами товара или услуг, а именно это является критерием поиска в Интернете. К примеру, все знают компанию "Билайн". Есть у нее и сайт, который найти очень легко, — www.beeline.ru. Или компания "Мосфильм", зарегистрировавшая за собой домен mosfilm.ru. И таких названий, созвучных названию компаний, очень и очень много.

Киберсквоттеры и другие

Кому может потребоваться ваш домен и с какой целью? Во-первых, это могут быть киберсквоттеры. Они регистрируют доменное имя, даже не размещая по этому адресу сайта, и ожидают предложения о покупке. (Самый свежий пример — регистрация сразу же после объявления победы Сочи около пятидесяти доменов. Среди них есть и весьма интересные: SOCHI-GAMES.RU, OLYMPIADA-SOCHI.RU, WINTERSOCHI2014.RU и многие другие.) Либо предлагают захваченный домен бывшему владельцу, разумеется, за плату. В России примерами таких киберсквоттеров являются и люди, и компании, такие как "Арбитражсудправо", Денис Гледенов, "Информационно-аналитический центр отраслевых доменов и сайтов Интернет" (www.adresa.ru) и многие, многие другие, владеющие каждый не одной сотней доменных имен. Домены могут приобретаться и для иных целей — для заработка на рекламном трафике, если домен был хорошо посещаемым. Еще один способ заработка — покупка доменных имен для оптимизации сайтов: оптимизаторы зарабатывают на этом за счет того, что размещают на купленных доменах ссылки на те ресурсы, которые они оптимизируют.

Во-вторых, ваши партнеры по бизнесу. Здесь сразу вспоминается история с доменным именем kodak.ru, когда в течение полугода всемирно известному производителю фототехники не удавалось преодолеть сопротивление московского сквоттера Александра Грундула, в установленном порядке зарегистрировавшего этот адрес в РосНИИРОСе. Истцом были проиграны все инстанции по основаниям нарушений прав на товарный знак и на фирменное наименование, и только после третьей апелляции он добился решения о том, что "ответчик обязан прекратить незаконное использование доменного имени kodak.ru, поскольку он получал экономическую выгоду от посещения пользователями Сети интернет-страницы с указанным именем, на которой размещалась информация о его магазине и возможностях приобрести товары, обозначенные принадлежащими истцу товарными знаками".

В-третьих, ваши конкуренты. Зачем? Для заманивания под ваше имя покупателей на свой сайт. Для публикации материалов, порочащих вас. Для продажи подделок под вашу продукцию. Далее, это могут быть как сторонники, так и противники вашей компании, вашей торговой марки, вашего имени. Цели, соответственно, у сторонников и противников противоположные, но результат одинаков — ваш домен больше вашим не является. Наконец, это могут быть те, чей товарный знак просто совпадает с вашим товарным знаком.

И не пожалуешься на регистратора — согласно правилам регистрации доменных имен, организации, осуществляющие такие действия, не привлекаются в качестве лиц, участвующих в спорах о доменных именах. В случае необходимости регистраторы по ходатайству заинтересованной стороны предоставляют суду достоверную информацию о регистрации доменного имени.

Новая услуга компании .mastername

Итак, на сегодняшний день регистраторы могут и предлагают своим клиентам единственную возможность борьбы с "забывчивостью" по продлению регистрации домена — напоминание о необходимости оплаты следующего периода, а также 30-дневную блокировку доменного имени от перехвата.

В разных странах с проблемами захвата доменов борются по-разному. Например, на Украине особенностью регистрации доменов второго уровня в национальном домене является то, что, согласно действующим Правилам домена UA, домены второго уровня делегируются только владельцам прав на соответствующие торговые марки (словесные знаки для товаров и услуг).

Можно ли помочь владельцам доменов сохранить за собой права в том случае, если они по какой-либо причине не успели или не смогли продлить регистрацию? Из того, что сегодня предлагается регистраторами, реально действует только система блокирования доменного имени на 30 дней.

Компания "Регистратор доменов" (торговая марка .mastername) уже предлагает своим клиентам несколько более широкий перечень услуг — это и своевременная рассылка уведомлений, и дублирование уведомлений путем отправки СМС, и услуга автоматического продления доменного имени (безусловно, только при желании клиента).

Новая услуга — защита от киберсквоттеров и ваших недругов

В то же время могут быть и другие решения. В компании .mastername решили, что забывчивость клиента либо отсутствие ответственного лица на работе (находится в отпуске, командировке, уволился) не может являться убедительной причиной утраты им (или организацией, которую он представляет) доменного имени. Поэтому теперь в число услуг, предоставляемых компанией, добавилась новая. Заключается она в том, что, в случае если клиент опоздал подать заявку на перерегистрацию домена, его домен регистрирует на себя компания .mastername с обязательством передачи прав на него предыдущему владельцу. Да, не бесплатно. Но стоимость услуги невелика. Зато появляется гарантия того, что домен будет возвращен, а не выставлен на продажу.

Юридическим владельцем домена при этом становится компания .mastername, но реально доменное имя остается за клиентом, у которого появляется дополнительное время, в течение которого он может оплатить регистрацию, стоимость данной услуги и, оформив документы, получить домен обратно. Увы, если клиент и за это время не решит проблему, домен будет считаться свободным и пойдет с молотка.

Итак, в том случае, если клиент соглашается с условиями предоставления новой услуги, у него появляется в запасе не тридцать, а существенно больше дней для решения возможных проблем с доменом. На первом этапе запуска сервиса период выкупа домена ограничиваться не будет. В дальнейшем предполагается остановиться на трехмесячном сроке блокирования домена, но конкретные условия будут еще уточняться по мере оказания данной услуги. Это очень большой срок, если учесть, что регистрация домена производится только на один год. За это время и сотрудник успеет выйти из отпуска или вернуться из командировки, и нового сотрудника можно ввести в курс дела, и выделение средств на оплату услуг можно согласовать. Самое же главное во всем этом то, что адрес вашего сайта, который уже знают ваши клиенты, поставщики, посетители, не изменится, не будет использоваться в неблаговидных для вас целях.

Ссылки по теме




Скоро на сайте

  • Wordpress

    Серия статей о плагинах к движку WordPrress
  • AJAX

    Проекты и продукты, ориентированные на AJAX
  • Новые сервисы Google

    Обзор новых сервисов Google
 

Copyright © 2003—2018 Все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на hostinfo.ru обязательна

  • хостинг от .masterhost
  • Rambler's Top100