Статьи Новости Контакты

28.03.2007
Анна Нозик

i-mode в России — finita la comedia?

мировой успех сервиса i-mode и причины неудачи его в России

i-mode

i-mode впервые появился в России в сентябре 2005 года. Представленный и разрекламированный оператором "МТС", сервис вызвал много шума. Его ругали, хвалили, обсуждали — никто не остался равнодушным к пришествию японского чуда на российскую землю.

"МТС" стала двенадцатым партнером NTT DoCoMo (Nippon Telephone and Telegraph DoCoMo) в мире, купившим права на использование i-mode. Согласно соглашению, в 2005 году компания получила возможность предоставлять услуги i-mode своим абонентам в России, Белоруссии, Узбекистане и Украине.

Стоит напомнить, что сервис i-mode, разработанный компанией NTT DoCoMo, известен на сегодняшний день во всем мире как наиболее успешная система предоставления услуг мобильного Интернета. Количество подписчиков i-mode в мире в 2006 году составило более пятидесяти миллионов человек.

К моменту появления i-mode в России он уже шесть лет как считался самым популярным мобильным сервисом в Японии, а также был успешно запущен в Германии, Франции, Голландии, Австралии, Бельгии, Италии, Испании и даже Австралии. Вслед за появлением сервиса в России i-mode был запущен в Англии и Ирландии, где за первые полгода работы привлек четверть миллиона пользователей.

Что же такое i-mode?

i-mode — это сервис передачи данных для абонентов мобильных сетей связи, предлагающий веб-доступ и электронную почту (которая в i-mode называется i-mail). В отличие от WAP в i-mode используется специальный язык гипертекстовой разметки — CHTML (Compact HTML), который является подмножеством HTML. Этот язык является более простым, чем язык разметки WML (Wireless Markup Language), используемый для разработки WAP. Технология i-mode реализована в системе с пакетной коммутацией, вследствие чего подключение является постоянным.

С точки зрения потребителя i-mode выглядит как единый центр управления услугами, доступа к сервисам и разнообразной справочной информации. Сервис не требует никаких настроек — на телефонах с поддержкой i-mode есть специальная клавиша «i», простым нажатием на которую пользователи получают доступ к информационному каталогу. Для того чтобы воспользоваться услугой, необходимо подключить GPRS и услугу i-mode у оператора.

i-mode screen

Среди преимуществ i-mode можно выделить следующие:

  • сервис не надо настраивать. При подключении услуги у оператора каталог становится доступен при нажатии клавиши «i»;
  • каталог достаточно подробный и хорошо структурирован;
  • интерфейс удобен и понятен даже для новичка;
  • скорость передачи данных относительно высока;
  • электронный почтовый ящик.

Однако при большом количестве преимуществ недостатки тоже вполне очевидны:

  • необходимость покупать новый телефон, поддерживающий сервис i-mode;
  • ограниченный выбор телефонов;
  • ограниченность имеющимся рубрикатором (конечно, браузер позволяет просматривать WAP и веб-странички, однако часто отображает их некорректно или не отображает вовсе, аргументируя это тем, что "страница слишком большая для загрузки");
  • жесткие ограничения (например, на размер страниц) не всегда позволяют делать такие красивые многофункциональные порталы, как в WAP;
  • высокая стоимость сервиса;
  • неудобная платежная система. Операторы, поддерживающие i-mode (в частности, "МТС"), в большинстве своем предлагают не систему оплаты каждой покупки, а ежемесячную подписку на сервис.

За полтора года с момента запуска i-mode в России стало очевидно, что новый сервис не прижился. Это заметили не только простые обыватели, но и не отрицает сам оператор. За десять месяцев с момента запуска сервиса им воспользовались всего сто тысяч абонентов (для сравнения вспомним, что в Англии уровень в двести пятьдесят тысяч подписчиков был достигнут всего за шесть месяцев). Компания "МТС" уже официально заявила о том, что они прекращают инвестировать в развитие i-mode, сворачивают рекламную кампанию и уже закрыли сайт, посвященный i-mode. Впрочем, те, кто подключился к сервису ранее, по-прежнему могут им пользоваться, о полном закрытии сервиса речь пока не идет.

Почему же так произошло, что столь популярный в мире сервис не пришелся ко двору в России?

Хотелось бы начать с того, что к 2005 году значительная часть населения страны уже имела мобильный телефон. Многие пользователи умели работать с WAP, активно и успешно им пользовались. Так как подключение к i-mode подразумевает смену мобильного телефона, мало для кого мифические удобства стали мощным стимулом купить себе новый аппарат. Даже если у потенциального пользователя еще не было мобильного телефона или он собирался его заменить, выбор аппаратов, поддерживающих i-mode, оказался слишком маленьким. На данный момент в России можно купить всего восемь моделей телефонов от четырех производителей: NEC — N412i, N411i, N343i; Samsung — SGH-S410i, SGH-S400i, SGH-S342i; LG — L342i; Sony-Ericsson — K610im, тогда так в европейских странах выбор телефонов куда шире — от двадцати до тридцати пяти поддерживаемых моделей. Стоимость телефона также не отличает их в выгодную сторону, являясь достаточно высокой. При этом в данной ценовой категории есть возможность выбрать более функциональную и современную модель. Кроме того, аппараты, поддерживающие услугу i-mode, можно купить лишь в определенных магазинах, тогда как другие телефоны доступны более широко.

Nec N411i

Даже если один из восьми телефонов приглянулся нашему потребителю, то стоимость услуг i-mode вряд ли может прийтись ему по вкусу и кошельку. Средняя стоимость подписки на любой из представленных в каталоге порталов составляет три доллара (что на самом деле является средней стоимостью подписки в любой европейской стране). Кроме того, необходимо оплачивать трафик, стоимость которого составляет около одного доллара за мегабайт. Допустим, среднего пользователя интересует один новостной сайт, один журнал или одна газета и один сайт с играми. Итого, учитывая трафик, получается около десяти долларов в месяц. При этом подписка на выбранные сайты продлевается автоматически и если вовремя не отписаться от услуги, то за подобную забывчивость придется ежемесячно платить. Кроме того, существуют и другие уловки. Например, пользователь хочет подписаться на игровой сайт и скачать себе несколько игр. Если он внимательно читает условия подписки, то он узнает, что играть в закачанную игру можно только тогда, когда пользователь является подписанным на услуги игрового портала. Сразу после отписки игра перестает функционировать. Для пользователя, который привык к бесплатным играм или даже платным, но купленным через WAP навсегда, такой подход является непривычным и слегка шокирующим. Качество порталов, как говорилось выше, тоже оставляет желать лучшего вследствие ограничений телефонов.

Несмотря на то что японское чудо в России не прижилось, "МТС" пока не планирует закрывать услугу. Возможно, число "спящих" пользователей, которые забыли отписаться от сервиса и ежемесячно платят за него оператору и представителю услуги, еще довольно высоко. А может, будет принято решение о новых инвестициях в данный проект, с выводом на рынок не менее тридцати новых моделей телефонов и широкой рекламой. Время покажет.




Скоро на сайте

  • Wordpress

    Серия статей о плагинах к движку WordPrress
  • AJAX

    Проекты и продукты, ориентированные на AJAX
  • Новые сервисы Google

    Обзор новых сервисов Google
 

Copyright © 2003—2017 Все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на hostinfo.ru обязательна

  • хостинг от .masterhost
  • Rambler's Top100