Статьи Новости Контакты

21.05.2008
Михаил Брод

Интернет-магазины и их посетители

исследования посещаемости интернет-магазинов

Продажа товаров и услуг через интернет-магазины постепенно становится все более и более привычным делом. Чего только в них нельзя купить — программы и ноутбуки, билеты в театр и товары для рукоделия, путевки на отдых и бытовую технику, компьютерные игры и книги. Многие товары привычны и понятны, но встречаются и диковинки — йо-йо, прыгалки со счетчиком, наборы для рассматривания в электронный микроскоп. Кто "ходит" в эти магазины? Какие товары пользуются наибольшим спросом? В каких регионах электронная торговля наиболее развита? Эти и другие вопросы, связанные с деятельностью интернет-магазинов, интересуют и сами магазины, и, наверное, нынешних и потенциальных их посетителей.

Анализ посетителей интернет-магазинов ведется уже много лет. Исследования проводились различными организациями, чьи результаты, выложенные в открытом доступе, будут использоваться и в этой статье. Последнее же исследование было проведено в преддверии "РИФ-2008" компанией "Спайлог", также разрешившей использовать полученные ими результаты. Используя данные этих исследований, попробуем выявить некоторые тенденции в развитии электронной торговли и нашего к ней отношения.

В рамках исследования компании «Спайлог» к онлайновым магазинам были отнесены любые ресурсы, на которых имелась корзина для отбора товара и возможность сделать заказ. Поскольку таких ресурсов много, было наложено еще одно условие — на сайтах должен был быть размещен счетчик SpyLOG, а сами сайты должны были попасть в ТОП 10 тысяч сайтов. В эту выборку попали сайты, ежедневная аудитория которых составляла более пятисот уникальных посетителей. Сбор данных осуществлялся в течение семи дней. К сожалению, далеко не все онлайновые магазины установили на своих сайтах счетчик SpyLOG, в результате чего не попали в выборку. Например, онлайновый магазин компании Nix, торгующей компьютерной техникой, посещаемость которого весьма высока, остался за рамками выборки.

Все магазины, данные о посещениях которых были учтены в проведенном исследовании, перечислять нет никакой необходимости, назову лишь несколько, чьи товары выделяются своей необычностью. Это магазин для парикмахеров, магазин японских кимоно, «Тюнинг Парк» — ориентир в мире тюнинга, "Диковина" — магазин оригинальных и необычных подарков и огромное количество иных электронных магазинов. В их число в этот раз не вошли магазины, торгующие программным обеспечением и компьютерными играми, хотя они, наверняка, могли бы значительно повлиять на результаты обследования.

Обследование дало разнообразные результаты. Первые результаты показывают, какие товары или услуги вызывают наибольший интерес — если не по покупке, то хотя бы по просмотру. На первом месте оказались магазины, предлагающие цифровую технику, книги, музыку, компьютеры. (Книги покупают не только в печатном виде, но и электронные версии, предлагаемые на платной основе.) В первой десятке также оказались магазины, предлагающие бытовую технику и модную одежду, автомобили, аксессуары и товары для спорта, товары для отдыха и подарки. Не попали в первую десятку онлайновые магазины, предлагающие приобретение билетов и туристических путевок, хотя этот бизнес в онлайне постепенно набирает обороты.

Три года назад ситуация была несколько иной. По данным исследования, проведенного «РОМИР», наибольшим спросом пользовались магазины, предлагавшие книги. Затем шли магазины, продававшие мобильные телефоны, программное обеспечение, видеокассеты и CD- и DVD-диски, билеты на спектакли и концерты.

По данным исследования "РОМИР", проводившегося три года назад, покупки в интернет-магазинах делало около 16% пользователей Интернета. Сейчас ситуация изменилась: пользователей стало значительно больше, а вот покупателей, относительно общего числа, стало немного меньше. По данным SpyLOG, посещают электронные магазины около 13% пользователей Сети.

А исследователи из VoxRu.Net разделили аудиторию Рунета на пять основных групп в зависимости от ответа на вопрос "Сколько раз за последние полгода вы совершали покупки в интернет-магазинах?".

  • Постоянные активные покупатели (11-15% интернет-аудитории), совершающие одну и более покупку в месяц;
  • постоянные умеренные покупатели (49-57%), совершающие менее одной покупки в месяц;
  • потерянная аудитория (5-2%), имевшие опыт покупок в Сети, но не желающие его продолжать;
  • потенциальные покупатели (23-21%), не имевшие опыта покупок, но желающие попробовать;
  • неперспективная аудитория (12-5%), не имевшие опыта и не планирующие его приобретать.

В отличие от опросов счетчики позволили получить информацию о том, какие группы товаров интересуют покупателей, какие товары могут быть сопутствующими для тех, кто интересуется, к примеру, спортом. У любителей спорта получилась связка: спорт — здоровье/медицина — бытовая техника. И второй вариант: вместо бытовой техники — модные и стильные товары. А вот для категорий

  • Увлечения/Хобби
  • Авто/Мото
  • Книги/Фильмы/Музыка

связанных товаров не нашлось, здесь — индивидуалисты, интересующиеся лишь вполне определенными товарами. Зато количество страниц, ими просматриваемых, впечатляет — вполне вероятно, что сайты онлайновых магазинов используются не только для покупок, но и для получения информации. По данным SpyLOG, имеется вполне определенная связь между количеством страниц описания товаров и услуг и количеством страниц, просматриваемых посетителями.

По своему опыту могу сказать, что хорошие интернет-магазины с интересной и, что особенно важно, полезной информацией посещаются не только для того, чтобы что-то купить, но и для того, чтобы найти информацию о товарах или услугах. В интернет-магазинах нет продавцов, у которых можно проконсультироваться. Поэтому чем больше информации о товаре будет предложено на странице магазина, тем увереннее будет чувствовать себя потенциальный покупатель и тем больше вероятность, что товар будет приобретен в этом магазине.

Интересные данные собраны компанией SpyLOG о том, в какое время в магазинах бывает наибольшее количество посетителей. Судя по полученным данным, мы посещаем магазины как находясь на работе, так и из дома. При этом для разных категорий товаров предпочтительное время посещения бывает разным. Бытовую и компьютерную технику чаще всего изучают в рабочее время. Техника сложная, и поэтому консультации с коллегами бывают необходимы. Зато товары из категорий "Мода" и "Спорт", "Подарки" и "Медицина", "Активный отдых" и "Авто" посещают по времени равномерно. Вероятно, связано это с тем, что товары из этих групп подбираются индивидуально и не требуют активных консультаций. Исследователи обратили внимание на то, что у книжных магазинов наблюдается резкий спад после 21 часа. Почему — это вопрос, наверное, к психологам.

Вполне очевидными оказались результаты о том, какие города проявляют к онлайновым магазинам наибольший интерес. Результаты оказались адекватными уровню распространения Интернета: наибольшее количество посетителей — москвичи, за ними идут питерцы. Остальные регионы представлены незначительно. Причин, как всегда, много. Можно предположить, что наиболее явными будут условия, предлагаемые магазинами жителям столицы: и цены, и доставка, и уровень дохода самих жителей намного более привлекательны, чем в других городах. Да и само отношение к электронным магазинам у столичных жителей иное, чем в провинции. И количество магазинов, предлагающих товар на московском онлайновом рынке, намного больше, чем в любом другом городе.

Общение с жителями небольших городов показывает, что на сегодня у них больше доверия к магазинам, торгующим "нематериальными" товарами (такими как электронные книги, программы), чем к тем, что поставляют вполне осязаемые продукты. (Не думаю, что житель небольшого городка сможет сегодня полностью обеспечить свою жизнь, не выходя из дома.) Пожалуй, одним из психологических барьеров в том, что пока еще покупок немного, является отсутствие возможности "пощупать" товар перед его приобретением. К тому же не все знают, что от товара можно отказаться даже тогда, когда он уже доставлен к вашему дому. Знакомая заказала холодильник, долго выбирая среди различных моделей. Когда его привезли, оказалось, что он не входит в лифт и его нельзя занести в квартиру по лестнице. Пришлось от холодильника отказаться, и его увезли обратно, ничего не взяв за израсходованное время.

А как ведутся расчеты с магазинами? Такая информация в отчете SpyLOG отсутствует, но по данным, озвученным во время форума "РИФ-2008", можно сказать, что для большинства посетителей онлайновых магазинов расчет с помощью электронных денег мало понятен и не востребован. Часто оплата ведется перечислениями через банковские переводы, оплатой наличными курьерам, с помощью банковских карт (но последние также пока используются мало). И дело не всегда даже в том, что покупатель не хочет оплачивать товар по своей карте. И дело даже не в самих магазинах, а в тех, кто предоставляет сервис оплаты по кредитным картам. Порой сервис, обеспечивающий прием платежей, имеет договоры не со всеми банками, выпускающими кредитные карты. К примеру, мне не удалось оплатить с помощью кредитной карты бронирование гостиницы, не удалось оплатить покупку железнодорожного билета. В обоих случаях пришлось оплату проводить традиционными способами.

На вопрос "Какие мы?" результаты, полученные SpyLOG, ответа не дают — все же по IP-адресу непросто вычислить наш возраст и пол. Но результаты опросов позволяют привести некоторые цифры. По данным VoxRu.Net, среди покупателей интернет-магазинов доля женщин больше, чем среди интернет-пользователей в целом. Это может быть связано с тем, что женщины вообще имеют большую склонность к совершению покупок. Доля женщин больше среди активных покупателей (48%), а также среди разочаровавшихся в интернет-магазинах (55%). Это вполне соответствует другой выборке: среди покупателей казуальных игр большая часть — женщины. Такая картина хорошо соотносится и с данными, полученными американской компанией eMarketer. Они считают, что к 2008 году только в США женщин в Интернете будет на 10 миллионов больше, чем мужчин. При этом известно, что в обычной жизни именно на женских плечах лежат заботы по распределению семейного бюджета.

И возраст. По данным "РОМИР", среди реальных покупателей преобладают люди старше 25 лет (среди 25-34-летних каждый второй является покупателем, среди 35-44-летних покупателей — 48%). Посетители, не совершающие покупок, — это молодежь и лица со средним и низким уровнем дохода.

Наконец, почему вообще люди покупают в интернет-магазинах? Главным преимуществом интернет-магазинов россияне считают экономию времени. Исследование "РОМИР" выявило четыре главные причины, по которым шопингом предпочитают заниматься в интернет-магазинах:

  • доставка товара на дом (51% покупателей);
  • широта ассортимента (47%);
  • экономия денег (37%).

В каких направлениях возможно развитие онлайновых магазинов? Вероятно, они будут развиваться за счет регионального рынка, расширения возможностей оплаты, предоставления более выгодных условий приобретения товаров и услуг, формирования качественного контента и больших возможностей в визуализации товаров. И когда-нибудь настанет время, когда "от Москвы до самых до окраин" онлайновые магазины станут одинаково привлекательными для всех, кто пользуется Интернетом.




Скоро на сайте

  • Wordpress

    Серия статей о плагинах к движку WordPrress
  • AJAX

    Проекты и продукты, ориентированные на AJAX
  • Новые сервисы Google

    Обзор новых сервисов Google
 

Copyright © 2003—2018 Все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на hostinfo.ru обязательна

  • хостинг от .masterhost
  • Rambler's Top100