Статьи Новости Контакты

21.03.2008
Александр Козлов

У истоков музыкальной революции

или как искусство становится бесплатным

Наблюдение за событиями, происходящими в музыкальной индустрии, – крайне забавное занятие не только для людей, в ней работающих, но и для широкого слушателя-потребителя.

Существует организация, бойкотирующая RIAA, в состав которой входит немало музыкантов
Каждый человек, хотя бы немного следящий за происходящим в мире, умеет правильно писать страшное слово RIAA – аббревиатуру «Американской ассоциации звукозаписывающих компаний», организации, представляющей интересы звукозаписывающей индустрии США. Именно эта конторка прославилась не одним судебным процессом против невидимого врага – P2P-сетей, с помощью которых большинство пользователей Интернета, по совместительству являющихся и потребителями современной музыки, незаконно обмениваются файлами, защищенными копирайтом. Обо всем этом мы слышали не раз – о громких судебных процессах, штрафах астрономической величины и прочем-прочем-прочем.

Впрочем, сложность фактического доказательства виновности пользователя велика.

Во-первых, здесь схлестываются два понятия: «Защита интеллектуальной собственности», которое мы знаем под простым названием копирайта, и «Защита персональной собственности». Большинство исков RIAA или звукозаписывающих компаний являются гражданскими, а посему не требуют серьезной доказательной базы – в США у крупных компаний все еще получается доказать свою правоту, но, к примеру, в Евросоюзе дела пользователей складываются гораздо лучше. Пример тому – закончившийся в конце января этого года судебный процесс, истцом в котором выступала «Испанская ассоциация производителей музыкальной и аудиовизуальной продукции» Promusicae и ответчиком в лице оператора сотовой связи/провайдера и черт знает чего еще – Telefonica, также известной как О2. Суд отстоял право Telefonica не разглашать личных данных пользователей пирингового клиента Kazaa, выходивших в сеть по каналам О2.

Во-вторых, в правилах ЕС недвусмысленно говорится, что компания имеет право открывать данные своих клиентов только в случае уголовных исков, которые, как уже упоминалось, требуют доказательств. А получить оные возможно либо с конфискацией жесткого диска (что представляет собой сложность, конфискацию нужно произвести – это раз, не факт, что доказательства там все еще будут, – два) или установкой на конечный компьютер шпионской программы, которая будет отслеживать сетевую активность (как вы понимаете, это в корне противоречит закону об охране личной собственности).

Но, как ни странно, речь пойдет не об этом. Написать я хотел о совершенно противоположном явлении – инициативе «производителей» музыки к ее бесплатному распространению.

10 октября 2007 года, как мне кажется, может официально считаться датой начала электронно-музыкальной революции. Именно в этот день Radiohead официально заявила о том, что никаких контрактов с выпускающими лейблами она не подписывала и весь альбом In Rainbows официально доступен для свободного скачивания с официального сайта группы под лицензией Creative Commons, разрешающий распространение музыки на некоммерческой основе. Многие критики сейчас могут упрекнуть меня в том, что Radiohead были не первыми, что альбом они выложили в качестве ознакомительной версии в битрейте 160 кб/с, а уже 31 декабря бесплатное скачивание было закрыто и альбом начал продаваться по всем правилам индустрии и т. д. и т. п. Все это верно, за исключением одной вещи – Radiohead стала пионером среди коллективов с мировой известностью и таким весом в музыкальной среде в целом.

Нынешняя система продажи музыки требует срочного обновления
Почему это происходит? Причин, на мой взгляд, две. Первая заключается в том, что в современном мире с его культурой и ценностями уже не работают те правила, которые казались незыблемыми каких-то пятьдесят лет назад (когда, к примеру, в 1952 г. была сформирована RIAA). И если ассоциация звукозаписывающих компаний слишком консервативна и твердолоба, чтобы понять это, то молодые и творческие люди – нет.

Вторая причина-следствие заключается в том, что музыканты понимают необходимость отторжения старой схемы «музыка — лейбл — магазин». Бороться с миллионами слушателей-распространителей музыки в сети не только безумно сложно, но и практически бесполезно, поэтому «музыкальная проприетарность» постепенно отходит на второй план. Известность, как первичный фактор, зависит не от количества проданных дисков, а от количества людей, слушающих тот или иной трек. И P2P-сети, которые мы по привычке называем торрентами, – лучшее средство распространения любой информации, рассчитанной на конечного потребителя.

Чем закончилась эта затея? Пожертвования, которые собрала Radiohead за то время, что альбом находился в «свободной зоне», в два раза превысили ожидаемый заработок от продаж в интернет-магазинах (напр. iTunes), о чем официально заявил менеджер группы, – прямой показатель успешности стратегии и ее превалирования над морально устаревшим методом распространения музыки. А те, кто хотел приобрести CD с композициями любимого исполнителя, без проблем смогут это сделать, сейчас альбом нормально продается в музыкальных лавках.

Это событие дало серьезный толчок для многих музыкантов, последним из списка которых стала группа Nine Inch Nails (NIN), также распространяющая свой альбом-тетралогию Ghosts I-IV бесплатно, под все той же лицензией Creative Commons. На официальном сайте доступна первая часть альбома, содержащая 9 треков, объемный PDF-буклет и множество иллюстраций к альбому. За 5 долларов США вы получите остальные альбомы серии, которые можно скачать даже в формате FLAC – для ценителей музыки без потери качества. Ну а если внутренний голос утверждает о необходимости покупки «осязаемой» версии – можно заказать себе коллекцию компакт-дисков за 10 долларов. К слову, NIN выпустила и коллекционное издание альбома стоимостью в 300 долларов, предварительные 2500 экземпляров которого были распроданы в первый же день.

Но вы, наверное, спросите: «Где же пресловутая халява?»

Суть всей этой затеи в том, что на том же официальном сайте висит заявление от Трента Резнора, солиста NIN, где на русском языке говорится: «Если вы не можете найти законные копии моих CD в ваших магазинах или если они стоят там слишком дорого, загрузите их с Интернета. Дайте их вашим друзьям, расскажите о них и получите от них удовольствие — ведь я для этого и делал звукозаписи моих альбомов».

То есть нам дают официальное разрешение на скачивание и распространение музыки любым путем – будь то файлообменные сети, электронная почта или флеш-карта.

Интересен и другой пример – американского электронщика, известного как Flashbulb. В реальной жизни этого персонажа зовут Бенн Джордан, и его история сильно отличается от Radiohead или NIN. Как оказалось, один из крупнейших в мире порталов по продаже музыки – iTunes — без всякого на то соглашения продавал музыку Бенна. Кроме того, никакого процента (роялти) музыкант не получал. Написав письмо в iTunes с описанием вполне обоснованной проблемы, музыкант получил невразумительный ответ:

«Дорогой Бенн, Я понимаю, что вы пишите в iTunes Store потому, что вы огорчены тем, что нашли на iTunes ваш собственный альбом The Flashlight, и тем, что вы чувствуете, что вам должны роялти за музыку, которая была куплена. Мне жаль, что это вас расстроило. Меня зовут Венди, и я буду счастлива помочь вам связаться с компетентными людьми, которые могли бы обсудить с вами этот прецедент».

Ответ, ничего, кроме улыбки, не вызывающий. По этой причине Бенн, решив не связываться со сворой юристов Apple, выложил свою музыку в свободный доступ – опять же, пиринговые сети. И если раньше этот исполнитель был малоизвестен, по крайней мере в Рунете, то теперь он пожинает спелые плоды славы.

Для того чтобы окончательно убедиться в актуальности подобного поведения, достаточно привести еще несколько фактов:

- Вся музыка, звучавшая на крупнейшем американском фестивале современной музыки, 3,5 Гб, доступна для свободного скачивая.

- Saul Williams, достаточно известный деятель сцены американского рэпа, распространяет свой последний альбом бесплатно для первых 100 000 слушателей, в настоящее время – продает за 5 долларов, ставших, по-видимому, средней ценой для большинства музыкантов (что как минимум в два раза дешевле покупки музыки в том же iTunes).

- Pennywise, лидеры современной панк-сцены, распространяют все свои альбомы в битрейте 320 кб/с через P2P-сети.

Пример Radiohead заявил на весь мир о том, что "пираты" — это все та же преданная аудитория
Я, как и большинство ценителей музыки, надеюсь на изменение позиции западных музыкантов, не отстающих в развитии от своих слушателей. Нельзя отрицать очевидное так долго. В заключение я привожу перевод на русский язык записи в блоге уже упомянутого Flashbulb – Бенна Джордана:

"Рекорд-лейблы не могут или не хотят удовлетворить клиента, что, в свою очередь, приводит к пиратству и разрушению индустрии в целом. Неважно, скольким людям вы предъявите иски, сколько трекеров закроете или сколько придумаете идиотской защиты вроде, Key2Audio, DRM и т. д., — люди всегда будут делать то, что они хотят делать, заставить их принять что-то насильно, вам не удастся. В какой-то момент вся музыкальная отрасль должна решиться и сменить текущую модель ведения бизнеса на новую, согласующуюся с реалиями сегодняшнего дня. Я не думаю, что пожертвования — это долгосрочное решение, но какого черта, это все равно лучше, чем делать вид, что 85% вашей аудитории не существует".




Скоро на сайте

  • Wordpress

    Серия статей о плагинах к движку WordPrress
  • AJAX

    Проекты и продукты, ориентированные на AJAX
  • Новые сервисы Google

    Обзор новых сервисов Google
 

Copyright © 2003—2018 Все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на hostinfo.ru обязательна

  • хостинг от .masterhost
  • Rambler's Top100