Статьи Новости Контакты

17.12.2008
Игорь Крейн

«Круги» на костях БГ

интервью с лидером группы The Dartz Дмитрием Курцманом

Лидер группы The Dartz Дмитрий Курцман

Статья написана совместно с Владиславом Михеевым

Согласно опросу, проведенному недавно Всероссийским центром изучения общественного мнения, 57 процентов российских пользователей Сети полагают, что сайты, распространяющие пиратскую аудио- и видеопродукцию, должны быть запрещены. Это весьма существенная доля, и такой показатель говорит о том, что люди, в принципе, понимают, какой вред наносит пиратство.

Параллельно с этим набирает силу движение по законному распространению музыки через Интернет по принципу "заплати сколько не жалко". Эстафету Radiohead и Nine Inch Nails уже подхватил Петр Налич (прославившийся в Рунете благодаря любительскому видеоклипу на песню Gitar), а также группа "Аквариум" во главе с Борисом Гребенщиковым. И это не говоря о тысячах менее известных отечественных и зарубежных музыкантов, распространяющих свою музыку безвозмездно либо за небольшие пожертвования по лицензиям семейства Creative Commons (например, через сайт Jamendo).

Принцип по распространению музыки через Интернет "заплати сколько не жалко" постепенно набирает популярность
Эти в чем-то родственные, а в чем-то и противоречащие друг другу процессы мы наблюдаем глазами потребителей. Однако интересно было бы разобраться, как к этим явлениям относятся в музыкальной среде. Идеальным было бы узнать мнение, с одной стороны, музыканта, имеющего изданные работы и давно сложившуюся аудиторию, а с другой — человека, который не понаслышке знает, что такое Интернет, предпочтительно — ИТ-специалиста.

К счастью, человек, в котором сочетаются эти качества, в природе существует. И сегодня мы беседуем с лидером питерской группы The Dartz Дмитрием Курцманом.

Группа The Dartz существует с 1997 года и работает в жанре фолк-рок, используя кельтские мотивы. Впрочем, как отмечают сами музыканты, в России нужно играть именно русскую музыку — по этой причине собственно "песен-переделок" в репертуаре группы насчитывается лишь две-три, а все остальные являются совершенно самостоятельными произведениями, на первый взгляд более близкими к року, нежели к фолку.

За прошедшие 11 лет коллектив выпустил 7 номерных альбомов, последний из которых был признан лучшим альбомом 2007 года в жанре "Этно" по итогам народного голосования на музыкальном портале NEWSMusic. И надо сказать, что это было вполне предсказуемо, ведь на презентации альбома творилось настоящее столпотворение, да и интернет-аудитория группы известна своей активностью.

Дмитрий Курцман и группа Dartz
Дмитрий Курцман и группа Dartz

- Здравствуйте, Дмитрий! Когда нас знакомили с группой The Dartz, нам ее отрекомендовали как "самую айтишную группу страны", поскольку многие участники коллектива работают в этой сфере. Так ли это?

- Да, мы достаточно технологичная группа. Из восьми человек, которые представляют нынешний состав Dartz, четверо — айтишники. Два сисадмина, один программист, один тестер (это я). Потому, например, у нас никогда не было недостатка в компьютерном, если так можно выразиться, сопровождении музыкальной деятельности — ведении сайта, интернет-рекламе, социальных сетях. Группа всегда была обвешана гаджетами и постоянно пробует новые.

- Была информация, что в ближайшее время выходит ваш новый сингл и что он будет распространяться через Интернет бесплатно. Это единичный праздничный подарок фанатам или планируется что-то раздавать и в будущем?

- Все наши альбомы, за исключением "Бывает иногда", правообладателем которого являлся и является "Навигатор Рекордс", выкладывались нами в Сеть и были доступны для скачивания совершенно бесплатно. Так что наш новый сингл станет логическим продолжением той же линии. Когда выйдет альбом, мы, наверное, прикрутим какую-нибудь систему оплаты через SMS, но она будет необязательной. Что же касается сингла, то, раз он выходит под Новый год, пусть это будет подарком для всех желающих.

- Вот вы говорите, что распространение "Бывает иногда" контролируется лейблом "Навигатор Рекордс", что, очевидно, подразумевает запрет на свободное распространение. Что вы почувствовали, узнав, что менее чем через сутки после релиза альбом появился на некоем широко известном торрент-трекере (откуда он, кстати, на текущий момент скачан более пятисот раз)?

"Многие даже не представляют, какие вложения и нервы нужны, чтобы адекватно донести музыку до слушателя"
- Ничего не почувствовал. Я знал, что это случится. Некоторое время я отсылал найденные ссылки в "Навигатор", и они уже со своей позиции правообладателя давили их как могли. Потом и я, и они махнули на это рукой. Все, кто выкладывали "Бывает иногда" в свободный доступ, на самом деле не делились с людьми и даже не досаждали буржую-лейблу. Что они на самом деле делали — это медленно убивали группу и ее финансовые возможности по гастролированию, по записыванию новой музыки. Пусть они теперь гордятся. Мы сейчас по уши в долгах, потому что мы опять записываем новые песни, а роялти, которые мы рассчитывали получить от издателя, — их попросту нет, потому что нет продаж. А продаж нет, потому что все уже и так в Cети. Цепочка понятна?

Но, к счастью, мы никогда особо не обращали внимания на финансовую сторону вопроса. Например, при записи музыки нас меньше всего волнует, вернутся ли эти деньги когда-нибудь или нет. А деньги там, как вы сами понимаете, немалые. Люди, которые считают, что музыка берется из воздуха, даже не представляют, какие вложения и нервы нужны для того, чтобы адекватно донести ее до слушателя.

- А как вы относитесь к распространению музыки по системе "заплати сколько не жалко"? Недавно Петр Налич выложил свой дебютный альбом на сайте "Яндекс.Денег", а БГ распространяет "Лошадь белую" через новую социальную сеть "Круги"...

- Я зарегистрировался и скачал "Лошадь белую", заплатив через SMS. Просто ради тестирования сервиса. И "Круги", и эти движения БГ мне нравятся, хотя есть там два момента. Так как "Аквариум" выступает главной движущей силой "Кругов", его "Лошадь" соберет на свою голову все проблемы и недоработки сервиса, она наступит на все возможные грабли; короче, если у "Кругов" есть будущее, то это будущее будет построено на костях БГ. (Улыбается.). Это во-первых. Во-вторых, я все-таки преклоняюсь перед нашим непостижимым народом и его способностью пустить по миру любой Radiohead. Посмотрим, короче. По крайней мере, уже создан ресурc dartz.kroogi.ru, и там уже выложена одна песня, для тестирования. Я же еще и тестер, не забывайте.

- Гм. Вы полагаете, что в нашей стране Radiohead не получили бы ни копейки? Наши интернет-пользователи так сильно отличаются от зарубежных?

- У нас все это только начинается, и надо идти через чудовищную инерцию человеческого мышления. Дай бог, если "Лошадь" пробьет эту стену. Мы, в свою очередь, тоже постараемся. Но пока все, с кем я общался, говорят, что они скачали эту музыку как-то иначе, с третьих сайтов типа торрентов, из локальных сетей. Многие до сих пор понятия не имеют, что существуют какие-то новые способы. А если знают, то не доверяют. Некоторые и по почте-то диски опасаются покупать! Что каcается SMS, из всех моих знакомых я знаю только двоих, кто заплатил. Один из них я, другой — мой друг-музыкант. Делайте выводы.

Но мы... У меня есть такое впечатление, что я перешел на эту современную схему "скачал-послушал-и-если-понравилось-заплатил" раньше, чем остальные. Я много скачивал mp3 из Интернета, но у меня сейчас уже накопился ящик понравившихся CD — настоящих, "лицензий". Все, что мне нравилось из скачанного, я старался потом купить. Но я-то представляю, какой кошмарный труд стоит за созданием пластинки. Я же не могу требовать этого от остальных.

На концерте группы The Dartz
На концертах Dartz можно встретить настоящих женщин с огоньком

- Вообще, тема более-менее бесплатного распространения музыки — это от безысходности? Интернет-пиратство непобедимо?

- Нет, оно победимо, но эта победа требует огромных денежных затрат. CD с прекрасным буклетом по-прежнему будет цениться, но уже не как носитель музыки, а как артефакт. Буклеты (как и футболки) пока невозможно скачать. Правда, есть еще один момент. Сейчас я все чаще слышу: "У меня дома мало места, я не могу держать дома много CD". Или в машине, например. Это тоже серьезный ограничивающий фактор. То же самое с книгами, кстати. Физических носителей стало слишком много.

"Должна сформироваться новая инфраструктура по распространению цифрового контента, после чего пиратство исчезнет за ненадобностью"
Должно пройти несколько очень трудных лет, во время которых будет создаваться и отлаживаться действительно удобная и мощная инфраструктура. Та, которая позволит всем желающим получать музыку и любой цифровой контент легко, недорого и в том формате, в котором ее удобно слушать. После этого, я надеюсь, пиратство исчезнет за ненадобностью.

А музыка мало-помалу возвращается туда, откуда она и пришла к нам, — в реал, на площади. С течением времени все больше будут цениться живые выступления, незабываемые шоу, концертные моменты истины. Альбомы же отчасти станут средством рекламирования концертов группы. Да и вообще не удивляйтесь, если в ближайшее время количество альбомов в целом сократится. Какой смысл выпускать альбом, если а) он будет украден, б) его все равно будут слушать "шаффлом" вперемешку с другими песнями и в) для рекламирования группы достаточно выкладывать в социальные сети одну песню в полгода. Другое дело, что в головах некоторых сумасшедших музыкантов, в том числе и Dartz, по-прежнему сидит альбомное мышление, идущее еще от The Beatles. Хотя кто знает, сменится пара поколений — уйдет и оно.

- Возвращаясь к настоящему времени. Если человек, желающий приобрести новый альбом, не находит искомое в двух-трех магазинах или не может разобраться, например, как оплатить покупку на сайте электроденьгами, трудно ожидать, что он не обратится к файлообменникам, которые всегда под рукой. Доступность является довольно значимой составляющей проблемы, разве не так?

- Совершенно верно.

- А может ли существовать какая-то реально работающая модель законного распространения музыки для России, которая устраивала бы и лейблы, и музыкантов, и слушателей?

- Ну вот то, что сейчас нарождается — оплата по желанию, — это уже первые ласточки эпохи всеобщей доступности цифрового контента. Все остальное должно произойти в головах. Потому что можно написать любые законы, придумать любые лицензии, можно прикрутить любой движок — если нет понимания проблемы у обеих сторон, все это работать не будет.

В законодательный способ решения этой проблемы я вообще не верю. Как показывает жизнь, когда над ситуацией теряется контроль — сразу же появляются запрещающие законы, таблички, лицензии, дисклаймеры...

- Что вы думаете о распространении музыки по лицензиям семейства Creative Commons?

- Мне всегда было лень читать тексты лицензий. Еще раз: решение этой проблемы — не в лицензировании.

"Решение проблемы — не в лицензиях. Понравится песня — будут брать, не понравится — не будут"
- Лицензиям Creative Commons у российских музыкантов существует альтернатива в виде Free!Music. Насколько вам близки декларации этого проекта?

- У меня есть хороший друг, который распространяет свою музыку под лицензией Free!Music. Ради него я даже сделал исключение и прочитал все эти декларации. И опять все это не то! Единственное отличие от официальных лицензий, на которых написано "Не бери", в том, что на лицензии Free!Music написано "Бери". Ну и что? Понравится песня — будут брать, не понравится — не будут. Лицензирование имело смысл только в контексте получения денег за удачно сочиненную мелодию. То есть, например, я сочинил "Бессаме Мучьо", поэтому и я, и мои дети обеспечены на всю жизнь с доходов от авторских и роялти. Так вот, этому сейчас пришел конец. А больше ни для чего ни эта, ни другие лицензии не пригодны.

Мы в Dartz выкладывали все наши альбомы в Сеть без всяких лицензий, и нас совершенно не парило, если б кто-то взялся исполнять наши песни. Ну разве что мы бы хотели, чтобы это звучало на хорошем уровне и с указанием авторства. Вот недавно одна хорошая челябинская группа попросила у нас разрешения записать на своем альбоме кавер на нашу песню. Мы разрешили. Мы бы и постфактум не возражали, если честно.

- Ну и последний вопрос. Какие записи группы Thе Dartz вы посоветовали бы скачать и послушать нашим читателям, чтобы они могли составить о вас правильное впечатление?

- Весь альбом Dartz "Бывает иногда", который вы можете, совершенно не утруждаясь, скачать с торрентов или послушать на MySpace. Плюс наш новейший сингл, который мы распространяем через Интернет совершенно бесплатно. Ну и приходите на наш ближайший концерт, «Фолк-рок-ярмарку», 21 декабря в большом концертном зале питерского клуба "Орландина" вместе со славными командами из Москвы — Mervent и White Owl. Это наши друзья уже много лет. Я думаю, это будет веселый концерт.

Лидер группы The Dartz Дмитрий Курцман
После выступления

Что ж, давайте подведем итоги. Благодаря разговору с лидером группы The Dartz у нас сформировалось свое видение нынешней ситуации.

С одной стороны, у нас есть музыканты, которые, в принципе, готовы распространять музыку на безвозмездной основе, но которые не могут делать этого постоянно, поскольку они должны получать хоть какую-то отдачу. Как минимум, им необходимо окупать студийные расходы. Чтобы получить представление о масштабах проблемы, достаточно снять трубку телефона, позвонить в ближайшую профессиональную студию звукозаписи и уточнить расценки на сотню-другую часов работы.

С другой стороны, мы имеем аудиторию, которая хочет получать музыку быстро и недорого, а то и вообще даром. При этом надо учитывать, что у российских слушателей, в отличие от западных, сложился определенный образец поведения, основанный на опыте поколений: еще в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века мы твердо усвоили, что хорошую музыку в магазине не найдешь — ее можно только переписать у знакомых или купить "из-под полы".

Лейблы ленятся осваивать и активно продвигать новые методы распространения цифрового контента
Чтобы переломить этот стереотип, представители власти и правообладатели периодически пытаются что-нибудь предпринять, но на реальную ситуацию меры типа "запретить и наказать" почти не влияют. Ведь прежде чем что-то запрещать, нужно обеспечить наличие разумной законной альтернативы.

Таким образом, открывается одна из наиболее существенных составляющих проблемы — нежелание звукозаписывающих компаний осваивать новые методы распространения и активно продвигать их.

Мы живем в так называемую "цифровую эпоху", когда проблема тиражирования и распространения может быть решена в буквальном смысле автоматически. Но если пираты уже сейчас освоили новые технологии в совершенстве, то законные правообладатели, как нетрудно заметить, раскачиваются довольно медленно.

Вот небольшой пример для полноты картины. Некоторое время назад зарубежные звукозаписывающие компании подвели итоги предыдущего квартала. Некий лейбл, не признающий распространение mp3 через Сеть, закончил квартал с заметными убытками. Другой лейбл, лучше понимающий чаяния простых пользователей, чувствует себя в финансовом плане гораздо увереннее.

И другой пример. Десятилетия назад, когда в продаже появились первые видеомагнитофоны, обладатели прав на художественные фильмы и телешоу немедленно развернули борьбу против этого "форменного безобразия". Их чувства можно понять: ведь любой желающий получил возможность записать любую понравившуюся передачу и смотреть ее в любое время. Лишь годы спустя — после нескольких неудачных судов — им пришло в голову, что они могут выпускать видеокассеты с записью и зарабатывать на этом неплохие деньги.

Очевидно, что нынешняя ситуация во многом сходна с вышеописанной: наверняка существует некое решение, которое устраивало бы всех, но цепляться за старое, публично "бодаясь" с пиратами и тем самым делая им бесплатную рекламу, для многих правообладателей пока проще.

На наш взгляд (и на взгляд нашего сегодняшнего гостя), первым шагом в верном направлении как раз и являются сервисы, позволяющие распространять музыку по принципу "заплати сколько не жалко". Активное продвижение нового подхода вполне могло бы отвлечь определенную долю российских пользователей от пиратских сайтов, а развитие доступных и надежных способов оплаты обеспечило бы некоторый доход и музыкантам, и лейблам.

А вот в том, что касается вопросов лицензирования, мы не можем полностью разделить мнение лидера группы The Dartz. С одной стороны, Дмитрий прав: в нашей стране наличие либо отсутствие какой бы то ни было лицензии ничего не решает. С другой стороны, пользователь, скачавший музыку, должен иметь возможность за один клик узнать, что он имеет право с ней делать: создавать ремиксы, делиться с друзьями, продавать за деньги или только слушать. Лицензии Creative Commons, впрочем, пока не адаптированные для российского законодательства, позволяют это осуществлять без проблем. В ряде стран такие лицензии уже сейчас имеют полную юридическую силу и могут использоваться для защиты прав тех, кто распространяет музыку бесплатно (или за добровольные пожертвования), и тех, кто ее скачивает.

Вопросы задавал Владислав Михеев
Фотографии — Александр Греков
Постобработка фотографий, права использования — Владислав Михеев





Скоро на сайте

  • Wordpress

    Серия статей о плагинах к движку WordPrress
  • AJAX

    Проекты и продукты, ориентированные на AJAX
  • Новые сервисы Google

    Обзор новых сервисов Google
 

Copyright © 2003—2017 Все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на hostinfo.ru обязательна

  • хостинг от .masterhost
  • Rambler's Top100